Истории старинных казачьих песен рассказали в Истре

Истории старинных казачьих песен рассказали в Истре новости Истра

Светлана Борщева

Художественный руководитель хора Данилова монастыря рассказал о значении казачьих песен, представленных на концерте в Истре.Казаки всегда были в первых рядах тех, кто шел защищать свое Отечество, и тех, кто охранял его границы. Песня во все времена помогала поддержать боевой дух воинов. В сегодняшних реалиях звучание казачьих песен имеет особенный смысл, убеждён художественный руководитель и главный регент Праздничного мужского хора Данилова монастыря Георгий Сафонов.Для жителей городского округа Истра была представлена программа «Любо, братцы, любо», посвященная казачьему фольклору. Руководитель хора, в репертуаре которого значительное место отводится старинным песням, рассказал, что программы выстраиваются обычно от древности к современности. Таким образом слушатель может сравнить, как меняется тональность и содержание композиций.

«Древние песни насыщены богатым духовным содержанием. Много композиций жизнерадостных, мажорных, маршеобразных, танцевальных. Чем ближе к нашему времени, тем песни становятся более грустными, минорными, лирическими. В некоторых прослеживается тоска по родине (особенно в эмигрантских). А современные произведения изобилуют грустью. Посмотрите на песни русско-французской войны 1812 года, литовско-польского нашествия 1612 года, даже Крымской войны — все песни бравые — „мы покажем себя, мы всех победим, за царя, за родину, за веру отстоим свое Отечество“. Начиная с русско-японской войны идут тяжелые по содержанию песни. Первая и Вторая мировые войны очень болезненные, произведения тех лет вовлекают в тоску, грусть и даже некую безысходность. Хотя к концу Великой Отечественной войны появляются „Ехал я из Берлина“, „Эх, путь-дорожка фронтовая“ — бравые песни, но тоже в миноре»,

— поделился руководитель хора.

Что касается казачьей песни, то в ней по мнению Сафонова, очень много раздумий казака о смысле жизни. Молитвы воина, скорбь об Отечестве, тоска по родине, по родным и близким, по станице своей. А кроме того, глубокая скорбь по поводу потери коня, шапки, шашки — всех атрибутов казака, являющихся частью его жизни. Так, популярная песня «Любо, братцы, любо» наполнена вовсе не тем бравурным смыслом, который подчас вкладывают, исполняя ее на застольях. Ведь казаку любо не только жить, но и «за атамана голову сложить», подчеркивает регент хора. И атаман этот — вовсе не расхожий образ запорожца с чубом и усами, а полковник Платов и даже полководец Суворов, которые не только шашкой добывали победы, но и смиренной молитвой. А бой для казака — если уж смертельный — то переход в жизнь вечную.

«Казачья тема очень богатая, она не изведана до конца. Когда мы занимались записью диска, который называется, как и программа, „Любо, братцы, любо“, отбирая для себя композиции, подходящие для классического исполнения, все время натыкались на фольклор и понимали, что этот пласт содержит бездну, которую еще предстоит открыть. Потому что тема богатейшая, охватывающая не только военную, но и все стороны нашей жизни»,

— убежден Георгий Сафонов.

Текст: Светлана Борщева

Добавить комментарий